CПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)

Аттестация рабочих мест по условиям труда. Экологический мониторинг(мониторинг окружающей среды). Производственный контроль за соблюдением санитарных норм.
Main » 2014 » Февраль » 5 » Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса:

  • оптимальные
  • допустимые
  • вредные
  • опасные.
Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Законом допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда при:

  • предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • разработке и реализации мероприятий по
    приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными
    требованиями охраны труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
  • оценке уровня профессиональных рисков;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.

Класс условий труда:

  • 1 (оптимальный) - 0% дополнительного страхового взноса;
  • 2 (допустимый) - 0% дополнительного страхового взноса;
  • 3.1 (вредный) - 2% дополнительного страхового взноса;
  • 3.2 (вредный) - 4% дополнительного страхового взноса;
  • 3.3 (вредный) - 6% дополнительного страхового взноса;
  • 3.4 (вредный) - 7% дополнительного страхового взноса;
  • 4 (опасный) - 8% дополнительного страхового взноса;

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предоставит возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов, его можно будет получить посредством проведения специальной оценки условий
труда.

  ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»

02.09.2013 г. в Государственную Думу Российской Федерации поступили на рассмотрение 2 законопроекта:
  1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 337970-6);
  2. Федеральный закон «О внесении
    изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
    принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (№
    337978-6).
Законопроекты разработаны на основании:
  1. Поручения Президента РФ от 26.12.2012 г. № Пр-3499;
  2. Распоряжения Правительства РФ от
    25.12.2012 г. № 2524-о «Стратегия долгосрочного развития пенсионной
    системы Российской Федерации»
НАЙТИ  И ОЗНАКОМИТЬСЯ С АКТУАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ УКАЗАННЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ МОЖНО ПО АДРЕСУ:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=337970-6&02

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:
  1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

Для чего нужна специальная оценка:

  1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
  2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила
  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто).
Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:
  1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы  - специальная оценка
    производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;
  2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну – специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.
Срок действия материалов по специальной оценке - 5 лет с момент ее проведения.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение
всего срока их действия (5 лет).

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. Физические факторы;
  2. Химические факторы;
  3. Биологические факторы;
  4. Тяжесть трудового процесса;
  5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

  1. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
  3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда;
  4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

  1. Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;
  2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
  3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;
  4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНККА УСЛОВИЙ ТРУДА  (ОСНОВАНИЯ).

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. Получения предписания ГИТ;
  3. Изменение технологического процесса;
  4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;
  5. Изменение в уровне СИЗ;
  6. Наличие несчастного случая;
  7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.
Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеобозначенных словий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  2. Оформляется работодателем – регистрируется в ГИТ;
  3. Срок действия  - 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продление 5 лет).

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

(оформляется в форме отчета)
  1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
  3. Карты специальной оценки;
  4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. Сводная ведомость результатов специальной оценки;
  7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В РАМКАХ ВНОСИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (с 01.01.2015 г.)

Вносятся дополнения в рамках ответственности работодателя за нарушения в области охраны труда (Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (№ 337978-6)).

Кодекс об административных правонарушениях:



ДО 31.12.2013 г.



С 01.01.2015 г.


Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или
административное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток.


 

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:


Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч
рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч
рублей.


 


 


2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное административное
правонарушение, -

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:


влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.


 


2. Нарушение трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию
за аналогичное административное правонарушение.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:


влечет  наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч
рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч
рублей.



 


Статья 5.27 (1)  Нарушение
государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в
федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской
Федерации



 


1. нарушение государственных
нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и
иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.



 


2. нарушение работодателем
установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на
рабочих местах либо ее непроведение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч
рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч
рублей.


 


3. допуск сотрудников к исполнению
им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч
рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


 



4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати
тысяч рублей, на юридических лиц  - от ста десяти тысяч до ста тридцати
тысяч рублей.


 



5. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч
рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти
тысяч рублей.



 


6. несоблюдение государственных
нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности
работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч
рублей, на юридических лиц  - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч
рублей.


 



7. Нарушение государственных
нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее
подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное
правонарушение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч
рублей, для юридических лиц – в размере от ста тысяч до двухсот тысяч
рублей.


 



Уголовный кодекс




ДО 31.12.2013 Г.



С 01.01.2014 Г.



СТАТЬЯ 143. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА



СТАТЬЯ 143 НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА



Нарушение правил техники
безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором
лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

наказывается штрафом в размере до
двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными
работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до
одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Нарушение требований охраны труда,
совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению,
повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

наказывается штрафом в размере до
400 тыс. руб., либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права
занимать определенные должности (пр.) 


То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

наказывается принудительными
работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет
или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:


Лишением свободы на срок до 4 лет.



То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Лишение свободы на срок до 5 лет.


Уголовная ответственность является персонифицированной и возлагается на конкретное лицо, ответственное за соблюдение требований охраны труда н предприятии. 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:

- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);- в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена возможность освобождения
плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным Федеральным Законом.

 

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА


№ п/п



Класс условий труда



Подкласс условий труда



Дополнительный тариф страхового взноса



1



опасный



4



8, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



2



вредный



3.4.



7, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



3



 



3.3.



6, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



4



 



3.2.



4, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



5



 



3.1.



2, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



6



Допустимый



2



0, 0 процента  - солидарная часть тарифа страховых взносов



7



Оптимальный



1



0, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов



 

ВЫВОД: при наличии условий труда на рабочих местах соответствующих 1 и 2 классам – работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов.

 

C января 2014 года мы начнем оказыватьуслугу по специальной оценке условий труда. Данная услуга будет оказываться на основании введенных (в соответствии с поручением Президента РФ) в действие с 1 января  следующего года:
  • Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
  • Поправок в Трудовой Кодекс  Российской Федерации
  • Подзаконных актов, конкретизирующих порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты
  • поправок в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленных на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда)
  • поправок в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
  • поправок в законодательство об обязательном социальном страховании, направленные на постепенный переход возмещения так называемого «досрочного» периода выплаты пенсии из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения
    работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно.




У 52% россиян — вредная работа

 
Отметим, что проект ФЗ «О специальной оценке условий труда» нуждается в значительной доработке с  участием представителей бизнеса по следующим направлениям:
  • повышение объективности определений и процедур;
  • не допущение к оказанию услуг организаций, участвующих в проведении государственного контроля и надзора;
  • устранение избыточного государственного регулирования и введение элементов саморегулирования данной услуги.

В настоящее время проект уже прошел стадию общественного обсуждения, по итогам которой не были учтены
предложения и замечания СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», касающиеся повышения объективности процедур проводимой оценки и замены избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами и
повышения качества оказания услуг в области специальной оценки условий труда.

Сейчас законопроект  рассматривается в рамках оценки регулирующего воздействия (Минэкономразвития России),после чего будет доработан Минтрудом России, и в сентябре-октябретекущего года проект будет направлен на первое чтение в Государственную Думу.

 

Пресса о проекте Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

«Сегодня законодательство предусматривает несколько процедур исследования условий труда на вредном производстве: аттестация рабочих мест, по результатам которой высчитываются бонусы работникам (сокращенный рабочий день, продолжительность отпуска, повышенная зарплата и другие гарантии), госэкспертиза, работа сертифицирующих организаций. Все эти процессы должны быть трансформированы в одну систему – в Специальную оценку условий труда».

«— В настоящее время стоимость аттестации одного рабочего места для предприятия малого бизнеса

составляет от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, в то время как, по экспертным оценкам, стоимость процедуры специальной оценки условий труда с участием учреждений Роспотребнадзора увеличится до 15–20 тыс. рублей, — заявили  в «Опоре России».

Выдержки из статьи, опубликованной в «Известиях»

(полная версия материала: http://izvestia.ru/news/554644)

***

«Согласно законопроекту, специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах (предоставление работникам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, проведение медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда), а также на работодателей, на рабочих местах которых заняты работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение».

 
***

Первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин в интервью «РИА Новости»
рассказал о законопроекте о специальной оценке условий труда

«- По статистике Роструда, работодатели неохотно проводят аттестацию рабочих мест. Что заставит бизнес проводить спецоценку?

— Аттестация у нас не стала всеобщей по той причине, что в ней нет никакой экономической заинтересованности для работодателя. Она не влияет на объем обязательств работодателя перед работниками и государством. Мы рассчитываем на то, что спецоценка проявит себя по-другому, потому что от ее результатов будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в РФ существуют так называемые списки №№ 1 и 2; в список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 — с вредными и тяжелыми условиями труда). Мы своим законом закладываем механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф; чем они лучше, тем ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается».

Выдержка из интервью, опубликованного в «РИА Новости»

(полная версия материала: http://ria.ru/interview/20130812/955743844.html)

View: 4234 / Added by: Станислав / Date: 16.06.2019
Comments 0
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]